ПРОГРАММА
МВСОУ Центр образования по выявлению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья на период с 2009-2012 гг.
Разработчики программы – творческая группа в составе директора О.С.Чудаковой, зам.директора по УВР О.В.Перовой, соц.педагогов Сюсиной И.А., Петуниной Н.Е. Участники программы: = Администрация школы. = Классные руководители. = Учителя-предметники. = Учащиеся. = Родители. = Врачи-специалисты. = Школьные специалисты (психолог, библиотекарь соц.педагоги и т.д.) Основание разработки программы: - Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р - Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006-2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. №803 - Закон Российской Федерации «Об образовании» - Федеральный Закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г.181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» - Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 4 февраля 2008 г. № 26, раздел III, п.5
Аналитические основы Программы Изменения в социально-экономической и политической жизни России, обострение новых проблем в обществе поставили ученых и практических работников перед решением задач, связанных с поисками новых, эффективно действующих механизмов социально-психологической адаптации личности к быстро меняющейся жизни в социуме. Особенно нуждаются в социальной помощи дети с отклонениями в умственном развитии и в первую очередь сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, число которых постоянно растет. Степень интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации и от участия семьи в этом процессе. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья» должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением, включающем, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Поэтому в нашей школе особое внимание уделено организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексного медико-психологической и педагогической помощи в условиях Центра образования. В нашу школу приходят разные дети по уровню развития и подготовленности, по характеру и поведению. Учатся они тоже неодинаково: одни схватывают налету, другим для приобретения тех же знаний требуются напряжённые усилия. Но есть дети, которые сталкиваются в школе с непосильными для них требованиями. Для таких детей темп и объём программы оказываются чрезмерными. С целью помощи таким детям в нашей школе был открыты классы компенсирующего обучения. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, коллектив школы столкнулся с такими проблемами как: Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения. Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение; Недостаточная связь между компонентами сопровождения. Разрозненность информации. Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании. Непринятие проблем ребенка со стороны родителей. Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья является основным направлением коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, способствующим преодолению или ослаблению недостатков развития детей, а также на создание оптимальных возможностей и условий для их психического развития в процессе обучения в нашей школе. Специфика коррекционно-развивающей работы с нетипичными учащимися рассматривается сквозь призму социализации такого ребёнка, целостного развития его личности. Именно интегрированное образование подразумевает включение нетипичного ребёнка в среду нормально развивающихся сверстников в условиях обычной школы. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья вучебно-воспитательном процессе: – усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, - социальная адаптация, - психологическое развитие обучающихся в специально созданных в школе психолого-педагогических условиях.
Основными направлениями деятельности службы сопровождения в школе являются: - Оказание помощи в решении проблем: - Формирования здорового образа жизни; - Личностных проблем развития ребенка; - Выбора образовательного маршрута; - Преодоления затруднений в обучении; - Разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения; - Гигиеническое нормирование нагрузок; - Обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком; организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: — предупреждение возникновения проблем развития ребенка; — помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; — психологическое обеспечение образовательных программ; — развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: — Профилактика. — Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг). — Консультирование (индивидуальное и групповое). — Развивающая работа (индивидуальная и групповая). — Коррекционная работа (индивидуальная и групповая). — Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Основные этапы индивидуального сопровождения: = Сбор информации о ребенке; = Анализ полученной информации; = Совместная выработка рекомендаций; = Консультирование всех участников сопровождения; = Решение проблем; = Анализ выполненных рекомендаций; = Дальнейший анализ развития ребенка. Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети поступившие в школу, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.
Основные этапы системного сопровождения: Диагностический этап; Поисковый этап; Консультативно-проективный (или договорной) этап; деятельностный этап; Рефлексивный этап.
Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях: Выявление проблем в ходе массовой диагностики; Обращение родителей за консультациями; Обращения педагогов, администрации; Обращение специалистов других социальных служб. Реально "сопровождение” заложено в организации взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия постарались определить четко функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в таблице В учреждение разработан вариант системы сопровождения через создание условий.
|