Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Слово «экзамен» переводится с латинского как
«испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЦТ
и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное,
выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только
волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или
пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их
силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с
репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна
ограничиваться. Именно родители могут помочь своему выпускнику наиболее
эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЦТ. Помощь взрослых
очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и
психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь,
что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую
важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись —
вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене,
и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество
баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность
ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате
тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в
ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу
возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
- Подбадривайте детей, хвалите
их за то, что они делают хорошо.
- Повышайте их уверенность в
себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности
допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием
ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение
состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим
подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно
должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное
место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на
питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима
питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие
продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Помогите детям распределить
темы подготовки по дням.
- Ознакомьте ребенка с
методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический
материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.
Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая
изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается
на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и
повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
- Подготовьте различные
варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных
сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по
тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных
экзаменов.
-
Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка
ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет
навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст
ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов,
обязательно дайте ему часы на экзамен.
-
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и
как следует выспаться.
- Посоветуйте
детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть,
какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
внимательно прочитать вопрос до конца и
понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до
конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
если не знаешь ответа на вопрос или не
уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
если не смог в течение отведенного времени
ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее
вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка
и обеспечить подходящие условия для занятий.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА
Прислушаемся
к советам своих детей!
1. Не бойтесь быть твердыми
со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое
место.
2. Не заставляйте меня
чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за
это, став «плаксой» и «нытиком».
3. Не делайте для меня н за
меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать
вас в качестве прислуги.
4. Не требуйте от меня
немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам незнаю,
почему поступаю так, а не иначе.
5. Не подвергайте
слишком большому испытанию мою
честность. Будучи запуган, я легко
превращаюсь в лжеца.
6. Пусть мои страхи и опасения
не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне,
что такое мужество.
7. Не давайте обещаний,
которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
8. Не придирайтесь ко мне и
не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться,
притворяясь глухим.
9. Не
пытайтесь читать мне
наставления и нотации. Вы будете
удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое
хорошо и что такое плохо.
10. Никогда даже не
намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности
попыток сравняться с вами.
П. Не расстраивайтесь слишком
сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я
просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
12. Если вы мне говорите, что
любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на
рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте — я окажусь с прибылью.
13. Не заставляйте меня
чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки,
исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я
ни на что не годен, то в будущем я, вообще, буду бояться что-то делать, даже
зная, что это правильно.
14. Не защищайте меня от
последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
15. Не
забывайте, я люблю
экспериментировать. Таким образом
я познаю мир, поэтому, пожалуйста,
смиритесь с этим.
16. Не
пытайтесь обсуждать мое
поведение в самый разгар конфликта.
По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это
время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного
слабее. Будет нормально, если вы
предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом
несколько позже.
17. Не поправляйте меня в
присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше
замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
18. Я хочу быть уверенным,
что родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального
удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
19. Если я вижу, что вы
любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать
на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.
20. Мне уже сейчас интересен
противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как
мне поступать, и что мне делать со своими чувствами, то мне об этом расскажу!
мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
21. Не пытайтесь от меня
отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них
отвечать, я, вообще, перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то
на стороне.
22. Я чувствую, когда вам
трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это
вместе с вами. Когда вы доверяете мне — я буду доверять вам.
23. Не беспокойтесь, что мы
проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.
24. Не полагайтесь на силу в
отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с
силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
25. Будьте
внимательны, когда в моей
жизни наступает время большей
ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для
меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически
и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
26. Относитесь ко мне так же,
как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану ваши другом. Запомните, что я
учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
«Советы педагогам и родителям»
Если:
• Ребёнка постоянно
критикуют, он учится ненавидеть;
• Ребёнка
высмеивают, он становится замкнутым;
• Ребёнка хвалят, он
учится стать благородным;
• Ребёнка поддерживают,
он учится ценить себя;
• Ребёнок растёт в упрёках,
он учится жить с чувством вины;
• Ребёнок растёт в
терпимости, он учится понимать других;
• Ребёнок растёт в честности,
он учится понимать других;
• Ребёнок растёт в
безопасности, он учится верить в людей;
• Ребёнок живёт во вражде, он
учится быть агрессивным;
• Ребёнок живёт в понимании и
дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире;
|